Автор – Липень Лариса Ивановна,
кандидат юридических наук, доцент, опыт работы в бизнесе более 20 лет
В каждом трудовом коллективе действуют те или правила поведения. В крупных трудовых коллективах они регулируются внутренними документами, принимаемыми нанимателем. Например, Правила внутреннего трудового распорядка, Кодекс корпоративной этики, положения о подразделениях, должностные и рабочие инструкции и т.д.
В небольших коллективах, и особенно только что созданных, эти правила вначале формируются, а затем уже по мерее развития коллектива утверждаются нанимателем. Эти правила носят общее название – локальные правовые акты.
Прежде, чем перейти к необходимости создания первых локальных правовых актов, рассмотрим, что они собой представляют, какие к ним предъявляются требования, какую юридическую силу они имеют.
Понятие локального правового акта (далее – ЛПА) и требования к нему приведены в ст.5 Закона от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» и в Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 29.08.2025 № 65. (Ранее действовавшая аналогичная Инструкция от 19 января 2009 г. № 4 утратила силу).
В этих нормативных правовых актах отражены все признаки локального правового акта.
В частности:
1. ЛПА – это официальный документ, регулирующий внутренние отношения в организации и соответствующий установленным в законодательстве требованиям к форме, содержанию, реквизитам (дата, подпись, шрифты, порядок согласования);
2. ЛПА может быть принят как государственным органом, так и любой организацией – как государственной, так и негосударственной в лице ее исполнительного органа (директор, генеральный директор), а в случаях, предусмотренных законодательством или уставом организации – и другими органами (например, собранием участников, советом директоров в хозяйственном обществе);
3. ЛПА распространяет свое действие только на работников организации, в рамках которой он принят, и работников подчиненных ей организаций;
4. ЛПА предусматривает создание и (или) определяет порядок деятельности структурных подразделений организации или органа, порядок создания в них комиссий и иных формирований;
5. ЛПА не должен затрагивать права, свободы и обязанности иных граждан и юридических лиц, не входящих в систему органа (организации), принимающего соответствующий локальный правовой акт;
6. ЛПА должен соответствовать нормативным правовым актам. Не допускается включение в локальные акты положений, ухудшающих по сравнению с законодательством правовое положение граждан и юридических лиц, на которых распространяется действие локальных актов.
Итак, локальный правовой акт:
1. Принимается органом, который наделен правом принимать локальные правовые акты;
2. Содержит норму права, т.е. обязательное для исполнения правило поведения;
3. Распространяется на неопределенный круг лиц в рамках прявшей его организации;
4. Должен быть облечен в письменную форму. Требования к содержанию, шрифтам, порядку оформления реквизитов, порядку подписания и согласования установлены в Инструкции № 4;
5. Он обязателен для исполнения всеми, кто подпадает под сферу действия акта, в т.ч. и для органа, подписавшего ЛПА;
6. За неисполнение ЛПА наступает ответственность. Как правило, это дисциплинарная ответственность. ЛПА являются источником права (ст.7 ТК) и их исполнение обеспечивается силой государства. Суд при рассмотрении споров учитывает нормы локальных правовых актов.
Действие локального правового акта распространяется:
– на работников организации, принявшей ЛПА;
– на работников юридических лиц, подчиненных или входящих в состав организации;
– на лиц, проходящих службу в этих организациях;
Не распространяет свое действие на другие юридические лица и на граждан, не являющихся работниками организации, принявшей ЛПА.
Обязательны для принятия в любой организации:
– правила внутреннего трудового распорядка (ст. 195 ТК);
– штатное расписание (ст. 194 ТК);
– должностные инструкции работников (ст. 194 ТК);
– графики работ (сменности) (ст. 194 ТК);
– графики отпусков (ст. 194 ТК);
– положение и инструкция по охране труда и технике безопасности (ст. 194 ТК);
– политика организации о защите персональных данных (Закон Республики Беларусь от 7 мая 2021 г. № 99-З «О защите персональных данных»).
Могут быть приняты в организации (положения, инструкции, регламенты), направленные
– на защиту коммерческой тайны,
– обеспечение защиты персональных данных,
– положения о подразделениях,
– внутренние стандарты и другие локальные правовые акты
– регламенты проведения различных собраний и советов и т.д.
Законодатель не дает классификацию ЛПА. Авторы же, которые рассматривают эту тему, каждый предлагает свою классификацию в зависимости от тех аспектов ЛПА, на которые он хочет обратить внимание
1. Чаще всего ЛПА подразделяются на принимаемые (ч.2 ст.55 ТК):
– единолично (штатное расписание, положения о структурных подразделениях, должностные и рабочие инструкции и др.);
– по согласованию с профсоюзом (ЛПА, касающиеся вопросов рабочего времени и времени отдыха, утверждение графиков работы (сменности), стимулирования труда) (ч.5 ст.123 ТК);
– с участием профсоюза (коллективный договор).
2. Автор Ю.Н. Гайдук в книге «Правовая работа в организации (на предприятии)». классифицирует ЛПА по предмету регулирования, как регулирующие:
1. трудовые отношения;
2. финансы и бухгалтерские вопросы
3. ЛПА вспомогательного характера
3. Автор Т.В. Кашанина в книге «Корпоративные акты. Образцы документов с кратким комментарием: учебно-практическое пособие». (Москва: Проспект, 2018) не только классифицирует ЛПА, но и приводит по каждой группе образцы ЛПА, ею разработанные:
1. Корпоративные финансы. И приводит 8 образцов этих документов;
2. Корпоративные ценные бумаги (7 образцов документов);
3. Управление корпорацией (16 образцов документов);
4. Общие условия наемного труда в корпорации (5 документов, в т.ч.: Положение о персонале; Коллективный договор; Положение о порядке ведения переговоров между работниками корпорации (их представителями) и работодателем (его представителями) о заключении коллективного договора; правила внутреннего трудового распорядка для работников Общества; Положение о проведении Общего собрания (Конференции) персонала);
5. Оплата труда в корпорации (6 документов);
6. Дисциплина и материальная ответственность персонала корпорации (6 документов);
7. Социальная защита работников корпорации (10 документов);
8. Договорная работа в корпорации (12 документов). Например, Положение о сделках, связанных с приобретением или отчуждением имущества АО; Положение о порядке заключения и исполнения договоров; Положение о порядке ведения претензионно-исковой работы; Положение о порядке разрешения споров между подразделениями (отделами) и др.
Приведенным перечнем не исчерпывается круг локальных актов.
В частности, не названы многочисленные инструкции по охране труда, технические нормативные акты (технологические карты, технологические процессы, регламенты, стандарты и т.д.), система внутреннего аудита.
Практически любой вопрос, требующий не разового регулирования, а установления каких-либо правил, решается путем принятия локального акта. Какой вопрос необходимо решать завтра, трудно предсказать. Однако его решение (если в нем будут присутствовать правила поведения) будет облечено в форму локального акта.
Следует обратить внимание, что основные требования к ЛПА, регулирующим трудовые отношения, как правило, сформулированы в Трудовом кодексе и дополняются в отдельных нормативных правовых актах. Например, требования к содержанию должностных и рабочих инструкций, помимо ТК, установлены Общими положениями ЕКСД и ЕТКС, квалификационными характеристиками рабочим и служащим, размещенным в ЕТКС и ЕКСД.
Приказом Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 28 ноября 2019 г. № 41 «Об утверждении Унифицированной системы организационно-распорядительной документации» определена структура должностной инструкции, а также многих других локальных правовых актов (например, правил внутреннего трудового распорядка).
Отдельные требования к регулированию внутренних отношений установлены в Декрете Президента Республики Беларусь № 5 от 15 декабря 2014 г. «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций». Например, должностные обязанности руководителя, представление характеристики на работника, перечень дискредитирующих обстоятельств увольнения.
Требования к ЛПА, регламентирующие другие вопросы, сформулированы в отдельных нормативных правовых актах.
Например, перечень и содержание ЛПА о защите коммерческой тайны организации, сформулированы в Законе о коммерческой тайне от 5 января 2013 г. № 16. Перечень обязательных ЛПА и документов по защите персональных данных определен в Законе от 7 мая 2021г. № 99-З «О защите персональных данных.
Порядок оформления реквизитов локальных правовых актов регулируются главой 5 Инструкции по делопроизводству от29.08.2025 № 65.
Особенности работы с документами в электронном виде регулируются главой 19 этой же Инструкции по делопроизводству от 29.08.2025 № 65.
Согласно п.201 Инструкции № 65 «Документ в электронном виде должен иметь все реквизиты, установленные настоящей Инструкцией для аналогичного документа на бумажном носителе, за исключением изображения Государственного герба Республики Беларусь, а также оттисков печатей и штампов. Расположение и оформление текста и реквизитов в формуляре документа в электронном виде (общей части электронного документа) при его внешнем представлении должно соответствовать требованиям, установленным в главах 5–7 Инструкции.
При подготовке документов в электронном виде могут использоваться шаблоны документов в электронном виде. Состав реквизитов в заголовочной части шаблонов документов в электронном виде и их расположение должны соответствовать оформлению реквизитов бланка документа на бумажном носителе, за исключением изображения Государственного герба Республики Беларусь».
На данной странице сайта мы рассмотрим только самые первые ЛПА, с принятием которых столкнутся только что созданные юридические лица. Например, мы приведем несколько должностных и рабочих инструкций, назовем источники информации для их разработки.
Детально же порядок разработки локальных правовых актов, в т.ч. должностных и рабочих инструкций, регламентация порядка заключения хозяйственных договоров, организация претензионно-исковой работы, формирование кадровой политики будут рассматриваться на странице «Внутрикорпоративные отношения». На эти темы будут проводиться вебинары и тренинги.
Только что созданным юридическим лицам необходим готовый комплект документов, которые они сразу могут применить. Этим вопросам и посвящена эта страница.
А для того, чтобы они имели представление о круге необходимых документов, которые им предстоит разрабатывать, мы дали краткую информацию о локальных правовых актах.
Как оформлять названные документы и многие другие, формы очень многих документов представлены в Приказе Департамента по архивам и делопроизводству Министерства Юстиции Республики Беларусь от 28 ноября 2019 г. № 41 «Об утверждении Унифицированной системы организационно-распорядительной документации» (УСОРД).
